НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА

 












Люди нашего района.

 

          Юбилею писателя – земляка Фролова Сергея Васильевича

                                                     Зов крови

Все - таки   здорово, что у нас, в Алексеевке, есть краеведческий музей! Заходишь сюда и словно погружаешься в особый мир – мир прошлого. Жизнь идет вперед, мелькают события, уходят люди, исчезают предметы, стирается память. Порой кажется, что и не жил на свете, что до тебя ничего не было – одна пустота. И так требуется опора душе для продолжения жизни! Но вот взгляд упадет на какой – то забытый предмет, на тебя вдруг повеет  чем-то  родным, дорогим сердцу, повеет прошлым, которое тебе станет опорой в твоей теперешней жизни. Без прошлого нет будущего, не зря так говорят…
Прошлым летом 2010 года в Алексеевском краеведческом музее побывало много гостей с соседних районов и областей.  В середине июля  проездом из г.Гай Оренбургской области в г.Воронеж посетил член Союза писателей России, земляк – уроженец с. Несмеяновка Сергей Васильевич Фролов со своим младшим братом, офицером в отставке, Николаем Васильевичем. Походили по музею, повспоминали о былых временах, о знакомых, о несмеяновских корнях. Сергей Васильевич посетил и свою малую родину Несмеяновку, своих родственников и знакомых односельчан.
Писатель подарил музею свою книгу «Далёкие предвестия» - повести и рассказы, 1-й том (г. Воронеж, 2008 г.). Обо всем этом мне рассказала Н.М. Гоголева. Она дала мне ещё одну его книгу «Не поле перейти» (г. Оренбург, 2009 г.), присланную автором в музей раньше.
И вот передо мной оренбургское издание повестей и рассказов в 395 страниц. Она содержит повести: «Не поле перейти», «Саман», «Повесть о Поле Фимкиной», «Далекие предвестия» и рассказы: «Стихи», «За карпами», «Зов крови», «Свет жизни», «Коммунариха», «Рассказы строителя», «Маленькие рассказы – миниатюры».
В рассказе «Зов крови» Сергей Васильевич вспоминает Алексеевскую музейную крестьянскую землянку: «…она все время зовет меня к себе. Какая-то неодолимо влекущая сила заключена в ней, в её простеньком виде. Кажется, во всем остальном мире я несчастен и неутешен. Нигде мне нет воздуха. И сам я всему чужой…».
Основная часть книги посвящена его малой родине, нашему краю, сельским жителям с их радостями, горестями и проблемами. Сказать просто, что книга интересная, волнующая, заставляющая задуматься – это мало, это ничего не сказать. Читала я книгу и плакала, сопереживая героям. Вспоминала свою жизнь, односельчан, радовалась и печалилась. Ведь и мои близкие,  родные предки так жили, так трудились, такие же трудности выпадали и на их долю: нищета, голод, непосильный надрывный труд, но и труд радостный, захватывающий, возвышающий…
И как ярко, образно рассказал писатель о жизни села в войну, после войны, в наше время! Какой прекрасный народный язык, речь героев, слова, взятые из жизни, как пирожки со сковородки: ароматные и вкусные!  Как правдиво, без приукрашивания описана жизнь крестьян, их одежда, быт, труд. Как хороша природа, раздольная степь, преображенная трудом сельчан. Описание вспаханного поля, сияющей спелой ржи и т.д.!  В общем, одни восклицательные знаки…
Я горжусь тем, что Сергей Васильевич мой земляк – несмеяновец.  Родился он 5 декабря 1936 года, в многодетной крестьянской семье. С детства познал труд, закалился и возмужал здесь, в наших степях. Здесь душа его обрела крылья, здесь начало его творческого пути. А родине своей малой и её жителям воздвиг он свой «памятник нерукотворный», а также своей чуткой, сострадательной душе.
Сергей Васильевич окончил десятилетку и строительный техникум. Работал на стройках Оренбуржья, на целине, на строительстве промышленных объектов городов Новотроицка, Орска, Гая.
В 1975 году я была назначена директором Несмеяновской  8 – летней школы. Готовясь к открытию школьного музея, собирая материал для него, узнала, что в семье Василия Трофимовича и Нины Алексеевны Фроловых есть сын Сергей – писатель, что живет он на Урале. Ближе я познакомилась с Сергеем Васильевичем в 1998 году в один из его приездов к родителям,  пригласив его выступить перед учащимися и учителями школы. Всем тогда понравилась его простота в общении, начитанность, интересный рассказ о становлении его как писателя. Подарил музею свою первую книгу «Земля детей твоих». Рассказывая о себе, писатель цитировал классиков и современных поэтов и писателей. Особенно тогда запомнились мне его слова о том, что человек должен оставить в душе другого человека хороший след, а не след на паркете…(не помню точно цитату поэта – современника). Так вот Фролов С. В. оставил в душе моей глубокий след, надеюсь, и в душах других читателей...
После этой встречи Сергей Васильевич заходил ещё несколько раз в школу по моей просьбе, чтобы помочь мне со стихами как начинающей тогда поэтессе, а так же чтобы просмотреть видеокассету, привезённую им с собой о лечебном голодании, о диете, главным образом, чтобы показать её матери и тётке Клавдии, увлечь их. Сам он тогда практиковал суточные и многодневные голодания с лечебной целью. Занимался вегетарианством, бегом, обливался холодной водой, интересовался йогой. Для меня все это было ново, интересно.
О первых моих стихотворных опытах писатель отозвался благосклонно: что–то мягко покритиковал и посоветовал выбросить, что–то, наоборот – оставить, подправив. Восторгался отдельными находками и посоветовал продолжать стихотворчество, почитать кое – какие книги, съездить в Самарское отделение Союза писателей к поэту И. Е. Никульшину, а  главное, он научил пониманию сути поэзии.
С глубоким почтением и пониманием он говорил о любимых поэтах Пушкине А. С., Лермонтове М. Ю., с творчеством которых он познакомился в раннем детстве благодаря своему деду. О чём повествует автор светло и поэтично в рассказе «Стихи».
У меня хранятся видеозаписи встреч с Фроловым в 1999 году  в районной библиотеке и  в ДК с. Гавриловка.  Писатель ответил тогда на многие вопросы читателей, а меня представил как начинающую поэтессу. Запомнилась и совместная поездка с С.В. Фроловым, его братом Иваном, с краеведом Степановым А.В. к источнику реки Съезжей.
В первозданной степи, среди чарующей красоты природы, у студеной воды родника, среди душистых цветущих трав, слушая разноголосицу птиц, так было радостно соприкоснуться с такой же красивой душой писателя, как наша цветущая раздольная степь!
В своем рассказе «Кому весна – кому отрада» писатель рассказывает о том, как пели в его семье. Так вот мне посчастливилось услышать пение Сергея Васильевича в тот раз! Талантливый человек – талантлив во всем! Песня его о степи, о звездах до сих пор звучит во мне!
Рассказы и повести С.В.Фролова поэтичны, красивы, порой трагичны. Их хочется читать и перечитывать. Я горжусь, что первым моим учителем в поэзии был лирик  и прозаик Сергей Васильевич Фролов. В автобиографичном рассказе «Стихи» Сергей Васильевич описывает, как ему, пятилетнему, стихи приоткрывали новый неведомый мир, как украшали жизнь в трудную военную пору ему и его деду. «Разучивая стих, повторяю за дедом слова, громко кричу – и пламя в лампе моргает. Оба мы разгорячимся, раззадоримся, нам весело», - пишет автор. Или вот еще: «Голос у деда звучит высоко, то плавно понижается. Под конец он становится тверже, торжественней. Отложив работу, сверкая глазами, он смотрит на меня и машет зажатым в руке шилом:

Уж и есть за что,
Русь могучая
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в беде
Сложить голову».

Вообще в произведениях Фролова встречается много светлых душой, трудолюбивых, надежных, добрых, чутких, способных на глубокие чувства людей. Это и коммунариха, «семижильная баба, волочившая за всех, как проклятая, несчетные воза колхозные… Всю жизнь несуразная – безответная, бестолковая, безотказная… И в самом деле – Коммунариха… На работе свихнутая, чуть не колхоз, чуть не коммунию эту заместившая… Всем селом, огулом, осмеянная.  О себе понятия неимеющая.  Бессменная… у коровьих грязных хвостов… Сама вечно в навозе, в сенной трухе… в каком – то немыслимом, заскорузлом до ломкости одеянии, многими слоями обмучненном серой пылью дробленки, отрубями. Лицо, брови, выбившиеся неряшливые кудлы – тоже в муке. Пугало, страшила. И все же – небом… небесами… скотинья  заботница…» (рассказ «Коммунариха»). Это и бабка Зуиха, молящаяся за весь род людской в рассказе «За карпами», и добрый и порядочный председатель Евгений Васильевич в том же рассказе, непонятый некоторыми колхозниками, привыкшими к «жесткой руке». Это и главный герой повести «Не поле перейти» - Дмитрий, умный, талантливый, с жадными до работы руками, с неосуществленной мечтой жить в деревне и служить земле, как покойный дед Митяй, неугомонный работник и благодетель, о котором автор пишет:  «Когда гроб с телом деда Митяя установили у могилы для последнего прощания, кто – то как бы вещим голосом возвестил:«Глядите, глядите! Он - святой!
Он – святой!» И вся масса провожающих, все село одним выдохом возгласило: «Истинно святой!...».
Да, лик деда Митяя был чист, ясен и отдалён в необъятность иного мира, недоступного живым, грешным, и вся добродетель, сотворенная покойником при жизни на земле, отпечаталась сейчас на его лике, излучавшем святость…».
Покоряют Аннушка, имеющая высшее образование и бросившая карьеру ради больной матери; своим умением горячо и преданно любить - яркая солнечная Валентинка; и отец Дмитрия, дошедший с боями до Берлина и мечтавший построить односельчанам «дворцы хрустальные». Восхищают крестьяне – труженики, сильные и надежные в жизни – это и отец Горки в повести «Саман», и Мирон в повести «Далекие предвестия», и механизатор Илья Платонович в рассказе «За карпами», и Ефим – пастух, и даже блаженный Мишуня, и мальчик Горка…
Мать, как основа семьи, как свет, без которого нет жизни  предстает перед нами во многих  рассказах и писателя: «Удивительны в ней, немощной, как бы подступившей к краю жизни, ясный ум, здравая логика и энергия в речи. А в голосе прямо – таки кричит само сердце: - Пишите, не знай чё! Бумагу вам не жалко изводить. Ты вот глянь! – она слегка подняла перед собой иструдившиеся, уродливые  грабельки некогда необычайно ловких, ухватистых в любом деле рук (всякая работа раньше горела в её руках огнем – дружным, завораживающим) и мне на них сейчас, выставленных к моим глазам, смотреть в такой близи…лучше  зажмуриться! – Ты напиши, сколь они за вами гамна вытаскали (это она имеет в виду выпестованных ею нас – семерых братьев да трех первенцев сестёр, умерших в детстве в разном возрасте), сколь баз колхозных вычистили, зерна в кованых чиляках в веялки перекачали, навильников… на воза, на базы эти с голодной, зареванной скотиной привезешь – опять кидаешь…Там,  - она качнула грабельками своими за окна – фронт, кровь и смерть… Не знаешь, чё завтра почтальон принесет тебе. Тут, - показала в низ, под ноги – работа до хрипа, до удушья!  А поля незасеянные – заросли бурьяном – страх, как в лесу, берёт. На коровах много не напашешь…(«Свет жизни»).
Правдиво, ярко описаны и вдовы, вызывающие симпатию и сочувствие в повести «Далекие предвестия».
Для описания жизни, характеров, быта, речи, взаимоотношений крестьян автор использовал сочные, точные детали, взятые прямо  из жизни. Оттого и ярко, воочию видишь село с его жителями во всём его историческом развитии. На меня смотрят неотступно лица людей, давно покинувших село, уехавших или ушедших в мир иной. Давно минула война,  трудные послевоенные годы, брежневский коммунизм, развалился колхоз, закрыли школу,  разорились родовые крестьянские гнезда Фроловых, Бабинцевых, Болговых, Ждановых, Зенцовых, Несмеяновых, Саблиных, Хованских, Гниломедовых, Ключниковых, Разгоняевых,  Смольяниновых, Долгополовых, Пыхтиных, Безгиных,  Кудиновых, Новичихиных, Глотовых… Можно перечислять и перечислять…
Не суждено осуществиться мечтам родителей Дмитрия в повести «Не поле перейти». Некому продолжить их дело. Трагически оканчивается повесть: «Отягченный годами, как мудрое, много вобравшее в себя существо, стоял Михеевский дом ещё в полном неведении о случившемся. Но уже все в нем самом, в лепящихся к нему строениях, в метании ветреного воздуха над ними полнилось предощущением чего – то неизбежного, неотвратимого... Все пребывало пока в неизвестности, в томительном ожидании».
В таком же томительном ожидании пребывает и вся моя деревня, наполовину вымершая, брошенная.
Какова её дальнейшая судьба? Смотрят неотрывно на нас, оставшихся, глаза ушедших крестьян…
Томительное ожидание! вернуться к разделу>>>

                                                                                   В.П. Жданова


время на вашем компе
 
 Праздники сегодня

 

 
©Все права принадлежат, Aleks. Контактный e-mail: alekseevka-neo@yandex.ru
Копирование и цитирование опубликованых на сайте материалов возможно только с разрешения
автора и при указании ссылки на источник